Категории психофизической готовности ребенка к школе
В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально- психологический) и психологический.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению медики проводят по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличие высокого уровня развития умственных способности, как правило, испытывают трудности в обучении.
В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами.
С точки зрения психического развития эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем таким детям свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации обучения: снижение памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.
Наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Основными причинами являются две:
- Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неподготовленность к обучению письму);
- Несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).
Существует тесная связь между координаций тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе?
Ответ простой и единственный – ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово. Нет смысла сажать в землю незрелое семя – из него ничего не вырастет. А ребенок – такой ж биологический объект и починяется таким же законам природы. Он способен лишь на то, для чего созрел!
А готова ли школа принять физиологически не зрелого ребёнка? Готова ли школа предложить ученику такие условия, которые не тормозили бы его развитие?? Не создавали непрерывный стресс? Не перегружали его физически, эмоционально, умственно? Не предъявляли бы повышенных требований к еще неокрепшим системам иммунитета, пищеварения, выделения, к психике ребёнка?
Массовая школа пока к этому явно не готова, в том числе и потому, что учителя, как правило, не знают (и не понимают, что они обязаны знать) возрастной физиологии. Ребенок – принципиально иначе устроенный организм, нуждающийся в нашей заботе, но имеющий собственные средства для преодоления трудностей в своей жизни.