В марте 2017 года на базе школ Ленинского района города Екатеринбурга: МАОУ лицей № 3, МАОУ СОШ № 64, МАОУ СОШ № 93, МАОУ лицей 109, МАОУ СОШ № 140, МАОУ лицей № 159, МАОУ СОШ № 175 было проведено исследование, направленное на изучение уровня культуры безопасного использования сети Интернет. Всего в исследовании принял участие 621 подросток в возрасте от 14 до 17 лет, из них 54% девушек и 46% юношей. Результаты исследования могут быть использованы для разработки материалов по формированию и повышению уровня культуры использования сети Интернет и профилактике Интернет-зависимости у подростков.
На первый вопрос «Есть ли у тебя дома компьютер, подключенный к сети Интернет?» 94% ответили утвердительно, лишь 6% не имеют компьютера, либо не подключены к сети Интернет. Около половины респондентов (49%) проводят за один сеанс «работы» в Интернете от 1 до 3 часов. Кратковременное посещение (от 10 до 20 минут) практикуют 29%. От 5 до 10 часов в Интернете проводят 11% учащихся. При этом 62% опрошенных часто или всегда получают удовольствие от работы в Интернете, 30% — получают удовольствие иногда и лишь 8% не получают удовольствия.
Обычно в сети подростки часто слушают аудиозаписи (87%), общаются в социальных сетях (78%), просматривают видеозаписи (78%), ищут информацию для учебы (64%), скачивают программы, музыку, фото, видео (58%), узнают о последних событиях и новостях в стране и мире (51%).
Ответы на вопрос: «В Интернете я обычно …» | % |
1. пользуюсь электронной почтой | 12 |
2. общаюсь в «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других социальных сетях | 78 |
3. общаюсь по Skype | 21 |
4. веду виртуальный дневник (блог) | 3 |
5. ищу информацию для учебы | 64 |
6. ищу информацию для культурного и духовного развития | 39 |
7. общаюсь в чатах | 30 |
8. скачиваю программы, музыку, фото, видео | 58 |
9. слушаю аудиозаписи | 87 |
10. смотрю видеозаписи | 78 |
11. узнаю о последних событиях и новостях в стране и мире | 51 |
12. играю в online-игры | 29 |
13. принимаю участие в Интернет-акциях, голосовании и др. |
10 |
14. просматриваю запрещенные родителями сайты | 10 |
15. другое (делаю видео и выкладываю в Сеть; изучаю программирование; пишу музыку; слушаю аудиокниги; онлайн-покупки; смотрю мемы, фанфики; читаю книги комиксы, манги) | 5 |
Выводы:
- У подавляющего большинства учащихся есть компьютер, подключённый к сети Интернет. В среднем респонденты тратят от 1 до 3 часов за один сеанс нахождения в Сети и часто получают от этого удовольствие. В сети подростки слушают музыку, общаются в социальных сетях, смотрят видео, ищут информацию для учебы, скачивают информацию, читают и смотрят новости.
- Большая часть подростков признает, что в Интернете встречаются различные опасности, например, большая часть опрошенных не ищут встречи с Интернет-знакомыми и не предоставляют персональную информацию малознакомым людям. К тому же более половины подростков сталкивается в сети с раздражающей или неприятной для них информацией.
- О том, чем занимаются в Сети, подростки стараются не рассказывать, либо рассказывают редко.
- Большинство родителей разрешают свободно пользоваться Интернетом, не ограничивая ребенка во времени, и не пытаясь контролировать просматриваемый контент. Лишь у четверти опрошенных есть временной лимит и контроль за посещаемыми сайтами.
- Респонденты пользуются Интернетом для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения. При этом не чувствуют беспокойство или раздражение, когда отрывают от Сети. Многие подростки проводят в Сети больше времени, чем планировалось.
Рекомендации для педагогов.
- Информирование родителей о возрастных особенностях подростков, о плюсах и минусах общения в сети, а также о том, как сделать Интернет-пространство безопасным для подростка.
- Информирование детей и родителей о деятельности клубов по месту жительства и других досуговых организациях. При имеющейся доступной альтернативе Интернету и сетевому общению, лучше выбрать активный отдых и деятельность по интересам.
- Информирование детей о режиме работы за компьютером, о безопасном поведении в сети, об этикете общения в социальных сетях, а так же о тех опасностях, которые таят в себе социальные сети.
- Проведение для детей просветительских занятий, посвящённых активному образу жизни, активной социальной позиции.
- При построении занятий необходимо учитывать интересы подростка, уделять внимание коммуникативным навыкам, умению выражать свои эмоции.
- Обучение навыкам релаксации, аутотренингу, профилактика стресса.
- Работа с имеющимися у подростка трудностями по запросу.
Рекомендации для родителей.
Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернет они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее участие взрослых тоже необходимо.
- Создайте список домашних правил использования Интернета при участии подростков. Следует указать часы нахождения в сети и руководство по общению в Интернете.
- Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются, используя мгновенный обмен сообщениями.
- Используйте средства блокирования нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls) как дополнение — не замену — к родительскому контролю.
- Знайте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы подростки не общались с кем-то в приватном режиме.
- Настаивайте, чтобы они никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из Интернета.
- Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.
- Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
- Поговорите со своими детьми о здоровых интимных отношениях, так как в Интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
- Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
- Подростки ни в коем случае не должны использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
- Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.
Это только часть тех правил, которые помогут избежать неприятностей вашим детям при работе в сети Интернет. Следует помнить, что важнее всего – ваше внимание к ребенку, его интересам и проблемам.