Исследование «Интернет в жизни современных подростков»

В марте 2017 года на базе школ Ленинского района города Екатеринбурга: МАОУ лицей № 3, МАОУ СОШ № 64, МАОУ СОШ № 93, МАОУ лицей 109, МАОУ СОШ № 140, МАОУ лицей № 159, МАОУ СОШ № 175 было проведено исследование, направленное на изучение уровня культуры безопасного использования сети Интернет. Всего в исследовании принял участие 621 подросток в возрасте от 14 до 17 лет, из них 54% девушек и 46% юношей. Результаты исследования могут быть использованы для разработки материалов по формированию и повышению уровня культуры использования сети Интернет и профилактике Интернет-зависимости у подростков.

На первый вопрос «Есть ли у тебя дома компьютер, подключенный к сети Интернет?» 94% ответили утвердительно, лишь 6% не имеют компьютера, либо не подключены к сети Интернет. Около половины респондентов (49%) проводят за один сеанс «работы» в Интернете от 1 до 3 часов. Кратковременное посещение (от 10 до 20 минут) практикуют 29%. От 5 до 10 часов в Интернете проводят 11% учащихся. При этом 62% опрошенных часто или всегда получают удовольствие от работы в Интернете, 30% — получают удовольствие иногда и лишь 8% не получают удовольствия.

Обычно в сети подростки часто слушают аудиозаписи (87%), общаются в социальных сетях (78%), просматривают видеозаписи (78%), ищут информацию для учебы (64%), скачивают программы, музыку, фото, видео (58%), узнают о последних событиях и новостях в стране и мире (51%).

 Ответы на вопрос: «В Интернете я обычно …» %
1. пользуюсь электронной почтой 12
2.  общаюсь в «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других социальных сетях 78
3.  общаюсь по Skype 21
4.  веду виртуальный дневник (блог) 3
5.  ищу информацию для учебы 64
6.  ищу информацию для культурного и духовного развития 39
7.  общаюсь в чатах 30
8.  скачиваю программы, музыку, фото, видео 58
9.  слушаю аудиозаписи 87
10.  смотрю видеозаписи 78
11.  узнаю о последних событиях и новостях в стране и мире 51
12.  играю в online-игры 29
13.  принимаю участие в Интернет-акциях,
голосовании и др.
10
14.  просматриваю запрещенные родителями сайты 10
15. другое (делаю видео и выкладываю в Сеть; изучаю программирование; пишу музыку; слушаю аудиокниги; онлайн-покупки; смотрю мемы, фанфики; читаю книги комиксы, манги) 5

Выводы:

  1. У подавляющего большинства учащихся есть компьютер, подключённый к сети Интернет. В среднем респонденты тратят от 1 до 3 часов за один сеанс нахождения в Сети и часто получают от этого удовольствие. В сети подростки слушают музыку, общаются в социальных сетях, смотрят видео, ищут информацию для учебы, скачивают информацию, читают и смотрят новости.
  2. Большая часть подростков признает, что в Интернете встречаются различные опасности, например, большая часть опрошенных не ищут встречи с Интернет-знакомыми и не предоставляют персональную информацию малознакомым людям. К тому же более половины подростков сталкивается в сети с раздражающей или неприятной для них информацией.
  3. О том, чем занимаются в Сети, подростки стараются не рассказывать, либо рассказывают редко.
  4. Большинство родителей разрешают свободно пользоваться Интернетом, не ограничивая ребенка во времени, и не пытаясь контролировать просматриваемый контент. Лишь у четверти опрошенных есть временной лимит и контроль за посещаемыми сайтами.
  5. Респонденты пользуются Интернетом для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения. При этом не чувствуют беспокойство или раздражение, когда отрывают от Сети. Многие подростки проводят в Сети больше времени, чем планировалось.

Рекомендации для педагогов.

  1. Информирование родителей о возрастных особенностях подростков, о плюсах и минусах общения в сети, а также о том, как сделать Интернет-пространство безопасным для подростка.
  2. Информирование детей и родителей о деятельности клубов по месту жительства и других досуговых организациях. При имеющейся доступной альтернативе Интернету и сетевому общению, лучше выбрать активный отдых и деятельность по интересам.
  3. Информирование детей о режиме работы за компьютером, о безопасном поведении в сети, об этикете общения в социальных сетях, а так же о тех опасностях, которые таят в себе социальные сети.
  4. Проведение для детей просветительских занятий, посвящённых активному образу жизни, активной социальной позиции.
  5. При построении занятий необходимо учитывать интересы подростка, уделять внимание коммуникативным навыкам, умению выражать свои эмоции.
  6. Обучение навыкам релаксации, аутотренингу, профилактика стресса.
  7. Работа с имеющимися у подростка трудностями по запросу.

Рекомендации для родителей.

Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернет они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее участие взрослых тоже необходимо.

  • Создайте список домашних правил использования Интернета при участии подростков. Следует указать часы нахождения в сети и руководство по общению в Интернете.
  • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются, используя мгновенный обмен сообщениями.
  • Используйте средства блокирования нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls) как дополнение — не замену — к родительскому контролю.
  • Знайте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы подростки не общались с кем-то в приватном режиме.
  • Настаивайте, чтобы они никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из Интернета.
  • Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
  • Поговорите со своими детьми о здоровых интимных отношениях, так как в Интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
  • Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
  • Подростки ни в коем случае не должны использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.

Это только часть тех правил, которые помогут избежать неприятностей вашим детям при работе в сети Интернет. Следует помнить, что важнее всего – ваше внимание к ребенку, его интересам и проблемам.