Личностное и профессиональное саморазвитие старшеклассников

04.03.2013

Современный уровень организации производства, науки требует от человека все более длительной, дорогостоящей и трудной процедуры овладения профессиональными знаниями.

В педагогической теории и практике все чаще встает вопрос о несоответствии и недостаточности существующих технологий и техник формирования готовности к саморазвитию подрастающего поколения, для решения задач комплексной психолого-педагогической подготовки учащихся к деятельности в новых социально-экономических условиях.

Традиционные способы обучения, воспитания, развития профес-сиональной ориентации, применяемые в стабильном, устойчиво развиваю-щемся обществе, становятся неэффективными в условиях экономической и социальной дестабилизации российского общества в условиях сложного процесса становления рыночных отношений в сфере труда и образования. Результатом профессионального становления учащихся в современных условиях должна стать не только узконаправленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и личностному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

Члены международной комиссии по образованию считают, что важней-шей целью педагогической практики, является помощь личности в  построении жизни и реализации личных планов.

Необходимость решения проблем профессионального и личностного развития определяется ростом числа профессионально дезориентированной молодежи, складывающейся диспропорцией между уровнем прогнозируемой профессиональной успешности и реалистичностью профессиональных стратегий учащихся.

Центральным процессом юношества является формирование личност-ной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности.  При этом кризис идентичности выражается в ее неадекватности, размывании чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страхе взросления и перемен.

В юности тема временной перспективы приобретает напряженный личностный характер. Важно актуализировать  потенциальные возможности личности, ее жизненные перспективы, социальное самоопределение.

По мнению Маслоу в каждом человеке от природы заложены потен-циальные возможности для позитивного роста и самосовершенствования. Если личность стремится реализовать себя, она достигает высшей ступени личностного саморазвития, что важно для ее профессиональной самоактуализации [Маслоу А,1971].

Важными целями современного образования должны стать:

— развитие самостоятельности и способности к самоорганизации учащихся;

— умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

— готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

— толерантность (терпимость к чужому мнению), умению вести диалог, искать и находить компромиссы.

Для выпускника школы важно осознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Актуальной задачей становится обучение делать профессиональные выборы правильно и эффективно. Успешный выбор расширяет возможности на рынке труда, делает жизненные стратегии более позитивными. Для этого молодым людям необходима личностная и профессиональная зрелость. [ Шабалина С. Д., 2007].

При этом следует учитывать, что профессиональное развитие и профессиональная зрелость понимаются Д.Сьюпером и другими авторами очень широко. Это представление о своей карьере, подготовка к будущей профессиональной деятельности, процесс вступления в мир труда (ориентация, поиск, обучение и т. д.), весь профессиональный путь человека, изменения в карьере и уход на пенсию, включая и выбор занятия в пенсион-ном возрасте. Б. Вестбрук в понятие «профессиональная зрелость» объединяет самостоятельное исследование профессий, осознанность профес-сионального пути, поиск информации о рабочих местах, самостоятельное принятие решения о профессиональном пути, самосознание, активность в исследовании карьеры [Вестбрук Б., 2006].

Основными характеристиками профессиональной зрелости, по мнению Д.Сьюпера, являются:

  • заинтересованность в том, чтобы совершить выбор профессии, используя при этом все ресурсы и имеющуюся информацию;
  • стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы. При этом информация и планирование «примериваются» человеком к самому себе;
  • однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области;
  • «кристаллизация черт»: зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, реализм профессиональных позиций, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека;
  • соответствие предпочтений и способностей, интересов и активности субъекта.

Выделяют  пять основных параметров профессиональной зрелости (профессиональной готовности): автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать будущую профессиональную жизнь, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

Выделенные факторы профессиональной зрелости  формируются и развиваются у человека не одновременно. Поэтому в настоящий момент актуально проводить  элективные курсы по выбору профессиональной деятельности, занятия по планированию профессиональной карьеры, технологии трудоустройства («Активизация профессионального и личностного развития», «Есть аттестат, что дальше?», «Моделирование карьеры»).

Для решения данной задачи.  В Центре социального обслуживания молодежи Ленинского района  разработан и успешно реализуется курс «Моделирование карьеры» в рамках профконсультационной работы (автор программы Маратканова Е.В.). Курс направлен на активизацию жизненной позиции будущего выпускника школы, повышение чувства ответственности за свое профессиональное будущее, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры.

Реализация программы предусматривает использование форм, основанных на активном обучении, ролевых играх,  а также самостоятельной работы школьников.

На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. На практических занятиях акцент делается на работе студентов по овладению приемами составления профессионального проекта, осознания своих ресурсов и возможностей, готовности работать по специальности.

Автор: педагог-психолог
Маратканова Елена Викторовна